Золотые страницы винтажной бижутерии

Золотой век бижу…

С чего все начиналось

Сейчас винтажная бижутерия находится на пике популярности. Иметь украшение от известного дизайнера становится модно и даже обязательно, если Вы предпочитаете быть в тренде. Трудно представить, что когда-то очень давно не все с восторгом приняли новое явление – украшения не из благородных металлов и недрагоценных камней.  И даже термины «безвкусно», «дешево» и «подделка» звучали из уст богатых и утонченных Леди начала 20 века. Но… бижу, благодаря красиво спроектированному дизайну, форме и качеству отстояли свое право на жизнь и даже потеснили ювелирные изделия. Сейчас винтажная бижутерия – это форма искусства, эхо ушедшей эпохи, ностальгия и грусть. 

svadba-v-stile-retro[1]Золотой век бижутерии пришелся на 1930-1950-е гг. 20 века. Талантливые и креативные дизайнеры, освободившись от «плена» золота и бриллиантов начинают искать новые материалы, придумывают новые технологии и формы, что им с блеском и удается. Теперь это дизайнеры-легенды, которые смогли разрушить все стереотипы и записать свои имена золотыми буквами в историю бижутерии.

Бижутерия как явление не существовала до начала XX века. В восемнадцатом и девятнадцатом веках украшения были в основном из драгоценных материалов. К слову сказать, недрагоценные материалы использовались только как реплики своих дорогостоящих оригиналов, чтобы владелица свои сокровища могла хранить в сейфе, а на показ выставлять те, что не жалко потерять.trifdemi3_small1

Инновационные по тем временам сплавы неблагородных металлов , которые стали альтернативой золоту,  привели к тому, что модели украшений стали более тонкими, изящными, эстетически привлекательными.

И хотя, бижутерия изначально стала дорогим удовольствием, она позволила многим модницам среднего класса для достижения роскошного вида приобретать украшения без запредельной стоимости.

Koko-SHanel-1История стремительного взлета бижутерии берет начало в XX веке в сердце моды – Париже. Французские кутюрье, такие как Габриэль “Коко” Шанель и Эльза Скиапарелли создавали украшения как дополнение к линиям одежды. Единственные в своем роде, разработанные кутюрье и художниками и изготовленные полностью вручную, эти бижутерные «драгоценности» никогда не были предназначены для ношения широкой массы. В 1901 году, кутюрье, презирая идею «бижутерия, как дешевка» популяризировали термин «bijouterie fantaisie» или «fantasy jewelry» (фантазийная бижутерия). 
В то время, когда дизайнеры в Париже создавали свои коллекции фантазийной бижутерии, в США начинают появляться свои компании, такие как «Cohn & Rosenberger», «Coro», которые базируются в Нью-Йорке и Провиденсе, штат Род-Айленд.  Эти предприятия выпускали ювелирные изделия из золота, позолоченных недрагоценных металлов и серебра.  Крупные компании в Провиденсе имели свои собственные заводы, в то время как в Нью-Йорке были преимущественно семейные предприятия, которые изготавливали изделия для других фирм.  В отличие от парижских драгоценностей (полет фантазии дизайнера), американское производство изначально основывалось на изготовлении имитаций ювелирных изделий. monro03[1]

С окончанием Первой Мировой Войны в моду входят упрощенные платья из более легких тканей, которые заменили тяжелые драпировки предыдущих десятилетий.  Акцент сместился на аксессуары, особенно на украшения.   Впервые мода стала важным аспектом ювелирного дизайна.  Вдохновленные этими революционными модными тенденциями креативные дизайнеры постепенно оторвались от создания имитаций ювелирных украшений.   Костюмная бижутерия наконец-то заняла свое место как настоящий модный аксессуар, и женщины охотно раскупали красивые, недорогие украшения, подходящие практически для любого наряда или костюма.  Таким образом, был изобретен термин “костюмная бижутерия”.  

загруженноеНо дело было не только в моде. Не стоит забывать, что на развитие американской бижутерии сильно повлияли экономические реалии того периода.  Биржевой крах 1929 года и последующая депрессия разорили американские ювелирные компании, и, напротив, дали толчок для развития «костюмной бижу». И хотя большинство компаний продолжали линию подражания ювелирных украшений, бижутерия, становилась все более красивой, качественно сделанной и самое главное -  модной.  Технологические достижения, новые и необычные материалы вдохновили дизайнеров.  Развитие пластика, начиная с 1909 года (бакелит, позднее люцит см. Люцит. История и красота и т. д.) придали украшениям дополнительную привлекательность.

28279063b9551a9e3073af779588fa11Когда волна депрессии прокатилась по Америке, женщины были вынуждены урезать свои расходы, особенно на покупку аксессуаров.   Именно тогда в моду вошли броши дуэты, как украшения трансформеры подходящие подо все и всегда. Просто в 1931 году парижским ювелиром, Гастоном Кандаса, был изобретен механизм, который позволил стать украшению универсальным. Т.е. брошь представляла собой два клипа, соединённых одной пластиной.  Дизайн был куплен компанией «Коро» в 1933 году под названием “Коро дуэт”.  Нередко модницы 1930-х годов в течение дня носили  дуэт как брошь на  жакете, а потом как два клипа отдельно на  вечернем платье.    Интересно, что многие дизайнеры также «вскочили на подножку» брошей дуэтов в 1940-х годах.

  trif31995_smallК 1939 году экономика США окончательно оправилась от Великой Депрессии.  Американские женщины снова могли себе позволить маленькие радости. Безусловно не бриллиантовую брошь, но прекрасное изделие из горного хрусталя, которое оживит даже давно надоевшее платье или жакет.

Начало Второй Мировой Войны безвозвратно изменили международную моду и все отрасли, связанные с ней, в том числе и бижутерию. После немецкого вторжения во Францию, американские дизайнеры в одночасье утратили свое творческое влияние. Американская мода стала смотреть внутрь себя, дизайнеры искали чисто американские источники вдохновения. Идеи патриотизма охватили все отрасли, не исключая бижутерию. Именно в этот период появилось много украшений в преобладании сине-бело-красного тонов. 1178499553

Вторая Мировая война сильно повлияла на производство бижутерии.  Крупнейшие компании, в том числе «Трифари», «Коро» и многие другие, имели крупные заводы в Провиденсе или Эттлборо, на которых работали сотни рабочих.  В 1942 году фабрики были переоборудованы под военные нужды (производство боеприпасов и т. д.) Также из-за событий в Перл- Харборе стало невозможно получить ряд металлов и стразы.  Уникальный сплав олова, который состоит из белого металла, наряду с другими недрагоценными композитами, стал необходимостью для военных, а стразы и кристаллы больше не могли быть импортированы из Австрии. (Золотые страницы винтажа. Австрия. Swarovski) Крупная американская бижутерная промышленность потеряла не только свои заводы и рабочие руки, но и лишились источников главного сырья.  Тем не менее, спрос на недорогие украшения был высок как никогда.

trif62161_smallС потерей основного металла, ювелирные дизайнеры обратились к самым легкодоступным, таким как серебро.  Во время войны подавляющее большинство бижутерии была создана «Sterling» и покрытия из золота или родия, которые имитировали внешний вид платины.  Ювелирные изделия из стерлингового серебра стоили довольно дорого, часто свыше двадцати долларов (примерно двести долларов при современной экономике).  Тем не менее, компании также производили изделия с использованием новых и недорогих материалов, включая дерево, пластик, керамика, текстиль.  Инновационные конструкции с применением таких нетрадиционных материалов были одними из самых эстетически привлекательных образцов бижутерии.  Это те украшения, которые сегодня востребованы коллекционерами и продаются по довольно высоким ценам. Например, с появлением новых видов пластика (бакелита, люцита и т.д.)  костюмная бижутерия заиграла новыми красками. Броши «джелли-белли» до сих пор одни из самых популярных и дорогостоящих украшений.Золотые страницы винтажа. Jelly Belly CoroCornucopia_small

Надо сказать, что именно в начале 50-х бижутерные компании четко заняли свою определенную нишу. Прорисовались характерные черты, которые стали знаковыми для каждой компании. Например, компании «Eisenberg», «Mazer», «Boucher» посвятили себя производству только высококлассных ювелирных украшений. Компания «Coro» создавала изделия для всех ценовых категорий. Наступило время, когда любой наряд не обходился без броши, колье, браслета или клипс.trifbirds_small

На протяжении 1950-х годов, бижутерия остается неотъемлемой частью моды. Каждая компания стала известна за ее конкретные знаковые украшения, то ли это имитация жемчуга, причудливые стразы аврора бореалис, или сложный многоуровневый узор из бисера.  И можно сказать с полной уверенностью, что расцветом бижутерии в Америке стали именно 50-е гг. XX века.

Конец 1 части. Продолжение следует…